Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Актуальность проблемы наркомании, табакокурения и алкоголизма

Наркомания является одной из важных проблем общества, вызвавшей острую необходимость решительных и активных действий в организации профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде. Наркотики известны давно. Средства, вызывающие чувство особого подъема, нарушения сознания, использовались для проведения социальных, религиозных обрядов, мистических ритуалов. «Пики» интереса к наркотикам часто совпадали с периодами войн. Этому способствовали и разруха в стране, и снижение благосостояния, моральные потрясения, связанные с опасностями войны и бесперспективностью существования.

XX век открыл и новое качество наркотизма как социального явления: опьяняющие средства стали распространяться среди несовершеннолетних.

В настоящее время тревогу вызывает как медицинское, так и немедицинское использование психотропных веществ в разных социально-экономических группах, а также появление некоторых наркотических веществ там, где их раньше не знали.

В России проблема наркомании долгое время трактовалась как «единичные» случаи экспериментирования с наркотиками, не носящие характера социального явления.

Жизнь показала, что зачастую желаемое выдавалось за действительное, и когда проблема наркомании стала острой, квалифицированных специалистов для диагностики и лечения больных с наркотической зависимостью почти не оказалось.

Очевидно также и то, что знания о наркотиках и даже негативное отношение к ним должны быть подкреплены опытом отказа от наркотического пути решения актуальных для человека проблем. В этом и состоит смысл современного этапа развития борьбы с распространением наркотиков.

Приоритетное направление профилактической работы – преодоление факторов риска, формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Согласно Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде (приказ Министерства образования РФ от 28.02.2000г. N619), активные профилактические мероприятия должны опираться прежде всего на методологию формирования у детей, и молодежи представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, препятствующих вовлечению в наркогенную ситуацию и формирование у детей и молодежи умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в наркотизацию и антисоциальную деятельность.
Целями первичной профилактической деятельности в образовательной среде являются:
- изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам и формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающие снижение спроса на психоактивные вещества в детско-молодежной популяции;
- сдерживание .вовлечения детей и молодежи в прием наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений.
Современная концепция первичного, раннего предупреждения употребления наркотиков и роста наркомании среди детей и подростков основана на том, что в центре ее должны находиться личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность – семья, образовательное учреждение и досуг, включая связанное с ними микросоциальное окружение.
Стратегия первичной профилактики предусматривает активность профилактических мероприятий, направленных на:
- формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей и молодежи социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ;
- формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и oтветственного поведения, а также ресурсов семьи, обеспечивающих поддержку ребенку, начавшему употреблять наркотики, сдерживающих его разрыв с семьей и помогающих. Ему на стадии социально-медицинской реабилитации при прекращении приема наркотиков; .
- внедрение в образовательной среде инновационных педагогических. И психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от «пробы» и приема наркотиков, а также технологий раннего обнаружения случаев употребления наркотиков учащимися;
- развитие социально-поддерживающей инфраструктуры, включающей семью в микросоциальное окружение ребенка «группы риска наркотизации» и ребенка, заболевшего наркоманией.