Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДОРОЖНО_ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА

Вне учебная и творческая деятельность

pdd

 

 

                               МКОУ « Ясеновская  СОШ»

 

ПРОГРАММА

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

ДОРОЖНО_ТРАНСПОРТНОГО

 ТРАВМАТИЗМА.

 

 

на 2012-2015 годы.

    

 

 

            ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

-        Привлечение школьников к участию в пропаганде правил безопасного поведения на улицах и дорогах среди своих сверстников;

-        Вовлечение школьников в отряды юных инспекторов движения;

-        Знакомство школьников с историей развития службы ГАИ-ГИБДД, ПДД;

-        Активизация работы отрядов ЮИД с привлечением СМИ, заинтересованных организаций и ведомств;

-        Представление новых и эффективных форм деятельности отрядов ЮИД;

-        Повышение уровня работы руководителя отрядов ЮИД;

-        Совершенствование учебно-методической базы образовательного учреждения;

                    

 

 

 

 

 

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

- изучение и закрепление знаний учащимися Правил дорожного движения;

- вовлечения учащихся в занятия техническими видами спорта; формирование у них основ транспортной культуры.

- привлечение учащихся к участию в пропаганде среди сверстников правил безопасного поведения на улицах и дорогах;

- формирование у учащихся навыков оказания самопомощи и первой доврачебной медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;

- организация социально-полезного досуга учащихся.

                           &

Деятельность по реализации программы.

Разработка комплекса профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения для детей целесообразно проводить по пяти направлениям:

•  Информационное – обучение детей Правилам дорожного движения, формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах.

•  Развивающее – формирование практических умений и навыков безопасного поведения, представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным.

•  Воспитательное – формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, формирование общих регуляторов социального поведения, позволяющих ребенку дорожить собственной жизнью и жизнью других людей, смотреть в будущее с оптимизмом, стремиться к самоутверждению в социально-значимой сфере.

•  Методическое – методическое обеспечение деятельности субъектов профилактики ДДТТ.

•  Контрольное – система контрольных мероприятий по оценке эффективности внедрения программы профилактики ДДТТ.

Участники деятельности.

Заместитель директора по воспитательной работе, вожатая, учитель ОБЖ,  классные руководители, учащиеся и их родители.                    œ

Компетенции участников деятельности.

Заместитель директора по воспитательной работе:

- изучает и анализирует состояние работы по ПДД;

- анализирует состояние воспитательной профилактической работы, направленной на их предупреждение;

- обеспечивает координацию усилий участников деятельности в организации профилактической работы.

Классные руководители:

- выявляют учащихся, нарушающих ПДД, родителей, не выполняющих свои обязанности;

- вовлекают подростков в спортивные секции, кружки;

Направление деятельности и формы её осуществления.

1.   Диагностика учащихся, процесса и условий их развития:

    анкетирование и тестирование;

    анализ медицинских карт;

    систематическое наблюдение за учащимися, установление причин в педагогической запущенности;

определение круга общения подростка;

2.Организация взаимодействия школы с Домом культуры, библиотекой, родителями, общественными организациями, администрацией.

 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ  МЕРОПРИЯТИЯ:

Развивающее направление.

   

1

Создание автогородка для проведения тренировочных занятий

2

Создание тренировочных автоплощадок при школах для отработки навыков ориентирования в дорожно-транспортной ситуации, дорожных знаках, сигналах светофора, разметке дороги, навыков безопасного поведения на дорогах

3

Организация экскурсий по населенному пункту с целью ознакомления с конкретной дорожно-транспортной ситуацией и отработки соответствующих навыков безопасного поведения

Воспитательное направление.

   

1

Привлечение детей к проведению профилактической работы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма среди сверстников

2

Проведение акций, смотров, фестивалей, выставок, массовых мероприятий во время школьных каникул

3

Организация посещения детьми театрализованных представлений по тематике дорожной безопасности

4

Проведение родительских собраний совместно с детьми

5

Проведение специальных смен в оздоровительных лагерях

Методическое направление.

   

1

Организация и проведение семинаров по вопросам профилактики ДДТТ с участием руководителей образовательных учреждений, представителей администрации и сотрудников ГИБДД

2

Создание методического центра по переподготовке преподавателей школ, работников детских дошкольных учреждений

3

Обобщение опыта работы школ по изучению правил безопасного поведения на улицах и дорогах, по разработке примерных планов общешкольных мероприятий по профилактике ДДТТ на предстоящий учебный год

4

Проведение педагогических советов школ и других образовательных учреждений по данной тематике, проведение занятий с классным руководителями

5

Проведение социологического исследования и доведение его результатов до руководящего и педагогического состава образовательных учреждений

Контрольное направление.

   

1

Разработка и внедрение стандартов по оценке эффективности профилактической работы

2

Проведение тестирования по оценке динамики формирования знаний и умений учащихся по теме ПДД

 

РАБОТА  С   УЧАЩИМИСЯ

·       Создание консультативных пунктов по оказанию учащимися и их родителям информационно-правовой помощи;

·       Изучение Конвенции ООН о правах ребенка и четкое соблюдение этих прав всеми в школе;

·       Охват организованным отдыхом и трудом подростков "группы риска" в каникулярное время и интересным, содержательным досугом в течение всего года;

·       Организация медицинских обследований подростков, склонных к употреблению алкоголя, наркотических и токсических веществ;

·       Организация занятий для детей и подростков по саморегуляции, по развитию способности правильно выражать эмоции, по овладению способами разрешения конфликтов;

·       Организация медико-социально-психолого-педагогической службы по работе с детьми, подростками, родителями и педагогами;

·       Активизация работы прикладных, технических, спортивных туристических кружков; создание молодежных клубов неформального общения;

·       Проведение вечерних дискотек, клубов выходного дня, экскурсий и путешествий в выходные дни.

 Введение

Согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:

1) приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

2) приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;

3) соблюдение интересов граждан, общества и государства.

Резкое возрастание в последние годы автомобилизации крупных городов порождает множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм все больше приобретает характер «национальной катастрофы». Такое определение было дано на заседании рабочей группы по вопросам охраны здоровья детей при Правительственной комиссии по охране здоровья граждан.

Ущерб только от гибели, ранения людей и повреждения транспортных средств в ДТП сопоставим с доходной частью бюджета и составляет в целом по России около 15 % от его величины. В отдельных регионах значение этого показателя достигает 30-40%. Общее число погибших в ДТП за последние 10 лет эквивалентно населению среднего областного центра страны, а ежегодное число пострадавших в ДТП многократно превышает количество жертв стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Особую категорию пострадавших в результате ДТП составляют дети. Согласно Международной конвенции о правах ребенка (принята ООН 5 декабря 1989г. и ратифицирована Верховным Советом СССР в декабре 1989г.) ребенком считается лицо, не достигшее 18 лет. Однако статистика часто выделяет категорию детей – до 12 лет, и подростков – от 12 до 16 лет.

По усредненным данным ежегодно на улицах и дорогах страны гибнет 1500 и получает ранения 24000 несовершеннолетних участников дорожного движения. Около четверти (26,8%) всех пострадавших детей – это подростки от 14 до 16 лет. Каждый пятый пострадавший ребенок не достиг восьмилетнего возраста. Более половины (55%) пострадавших составили школьники в возрасте от 7 до 14 лет: из 100 пострадавших – 9 получают смертельные ранения. Тяжесть травмирования детей других возрастных групп несколько ниже: 5 погибших из 100 пострадавших в возрасте от 7 до 14 лет и 7 – от 14 до 16 лет.

В Российской Федерации количество ДТП с участием детей в возрасте до 14 лет в расчете на 10 тыс. единиц транспорта почти в 10 раз выше, чем в Великобритании, в 30 раз выше, чем в Италии и в 20 раз выше, чем во Франции и Германии.

Сложившееся положение с детским дорожно-транспортным травматизмом, - по оценке ГУ ГИБДД МВД России, - свидетельствует о незнании детьми Правил дорожного движения и неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке, что является следствием недостаточного внимания к проблемам предупреждения детского травматизма, в первую очередь, со стороны органов образования.

Несмотря на то, что в России действует целый ряд нормативных документов, обязывающих учебные заведения проводить последовательную профилактическую работу по изучению Правил дорожного движения, результаты контрольно-аналитической работы Госавтоинспекции в крупных городах показывают, что более половины дорожно-транспортных происшествий происходит по вине детей, нарушающих правила поведения на улицах и дорогах.

Социальная острота проблемы диктует необходимость активизации местных органов образования, разработки и внедрения программ профилактических мероприятий по предотвращению увеличения количества ДТП с участием детей

Социально-педагогические основы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма

В Государственном докладе о состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации указывается, что «основной причиной аварийности по-прежнему является низкая дисциплина водителей и пешеходов, выражающаяся в их сознательном пренебрежении Правилами дорожного движения».

Основными причинами ДТП по неосторожности детей:

1) нарушение правил перехода проезжей части (61,9%);

2)  неподчинение сигналам светофора (11,8%);

3) неожиданный выход из-за транспортного средства, деревьев (15,3%);      игра на проезжей части (4,2%);

4) неумелое управление велосипедом (3,0%).

В течении года наиболее опасными с точки зрения риска ДТП являются апрель-май, а также конец августа и сентябрь. Из дней недели наиболее часто ДТП с участием детей происходят в понедельник, меньше всего в четверг. Наиболее аварийное время суток – это утренние часы с 8 до 9, когда дети идут в школу, а также с 15 до 20 часов. При этом с 17 до 18 часов происходит наибольшее число аварий, что объясняется увеличением потока транспорта, когда взрослые возвращаются с работы домой. Основной категорией детей, пострадавших в ДТП являются школьники, из них мальчиков гибнет больше.

Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями психофизиологического развития, такими как:

- неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;

- неспособность адекватно оценивать обстановку;

- быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;

- преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;

- преобладание потребности в движении над осторожностью;

- стремление подражать взрослым;

- недостаток знаний об источниках опасности;

- отсутствие способности отделять главное от второстепенного;

- переоценка своих возможностей в реальной ситуации;

- неадекватная реакция на сильные резкие раздражители и др.

Почти две трети из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидения скрытой опасности.

Эффективность и соответственно, направления профилактических мероприятий тесно связаны с возрастными особенностями детей.

В дошкольном возрасте отношения и ценности формируются прежде всего через пример, оценочные суждения взрослых, через поощрение желательного поведения детей. Воспитателям детских дошкольных учреждений необходимо особенно подчеркивать ценность человека, соблюдающего правила. Эти же идеи необходимо доводить через пропагандистские материалы до сведения родителей. Бесплатные памятки, буклеты, должны быть доступны для родителей и находиться, в том числе, в детских поликлиниках, детских отделах магазинов.

Основой профилактической работы с детьми младшего и среднего школьного возраста является формирование знаний о Правилах дорожного движения и навыков их применения.

В рабочих материалах по профилактике ДДТТ подготовленных сотрудниками ГИБДД приводятся следующие данные об особенностях детского восприятия и действий в экстремальных ситуациях: «Часто дети с большим трудом могут дать правильную оценку увиденной дорожно-транспортной ситуации и не способны принимать решения, соизмерять скорость движения автомобиля с тем расстоянием, на котором автомобиль находиться от них. Они еще не способны предугадывать все возможные варианты поведения водителя. Больше того, в экстремальной ситуации, и вообще в случаях, когда ребенок поставлен перед срочным выбором: как поступить, он легко впадает в состояние безысходности, незащищенности, он просто теряется. Чем труднее ситуация для ребенка, и чем большую сообразительность и скорость в принятии решения ему надо проявить, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребенка. И, таким образом, возникает замкнутый круг: чем опаснее ситуация, тем ребенок медленнее и неправильнее принимает решение».

Вместе с тем оценка детьми собственного безопасного поведения существенно различается в зависимости от возраста. Чем младше школьники, тем чаще они завышают оценку собственной дисциплинированности на дорогах, стараясь произвести хорошее впечатление на педагога. Авторитет учителя в начальной школе может быть выше авторитета родителей. Помимо формирования знаний о Правилах дорожного движения, педагогу, с первых дней обучения детей в школе необходимо обсудить с детьми безопасный маршрут движения в школу и из школы, опасные участки в микрорайоне, поведение во дворах, дорогах между домами, где ездят автомашины.

Среди подростков лишь 70% выражают уважение к соблюдению правил безопасного поведения на дорогах. Наряду с правопослушными, часто встречаются демонстративные или агрессивные высказывания. Соответственно, дети подросткового возраста часто становятся участниками и виновниками ДТП по причине проявления поведенческих рисков. Первый

тип рисков связан с подражательным поведением. В этом случае подросток действует исходя из следующего понимания: так делать опасно, но другие так делают и ничего не происходит! Наиболее действенными мерами профилактики данной модели поведенческих рисков является демонстрация негативных последствий такого типа поведения.

Вторая модель проявления поведенческих рисков заключается в самоутверждении подростков в коллективе, что связано с переоценкой собственных возможностей, стремлении доказать свою смелость, перебежав на глазах у сверстников дорогу перед идущим транспортом или проехать, зацепившись за бампер транспортного средства.

Для профилактики этого типа рисков большое значение имеет формирование у подростков знаний о динамике движения транспортных средств, умения правильно соизмерять свои физические возможности и, самое главное, формировать стремление к самоутверждению в общественно значимых видах деятельности.

 

 

Направления педагогической профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

Разработку комплекса профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения для детей целесообразно проводить по пяти направлениям:

•  Информационное – обучение детей Правилам дорожного движения, формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах.

•  Развивающее – формирование практических умений и навыков безопасного поведения, представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным.

•  Воспитательное – формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, формирование общих регуляторов социального поведения, позволяющих ребенку дорожить собственной жизнью и жизнью других людей, смотреть в будущее с оптимизмом, стремиться к самоутверждению в социально-значимой сфере.

•  Методическое – методическое обеспечение деятельности субъектов профилактики ДДТТ.

•  Контрольное – система контрольных мероприятий по оценке эффективности внедрения программы профилактики ДДТТ.

 

Мероприятия

1

Разработка и организация выпуска учебных и методических пособий для проведения занятий по изучению ПДД

2

Разработка рекомендаций по оформлению кабинетов по ПДД и организация выпуска наглядных пособий

3

Организация оформления кабинетов по ПДД

4

Разработка и организация выпуска методических и раздаточных материалов для проведения тестирования по ПДД

5

Создание информационных рубрик на радио, кабельных телеканалах телевидения, в муниципальных газетах (Примечание: выпуск видеороликов с учетом сезонности)

6

Организация выпуска и распространения информационных материалов (буклетов, листовок, плакатов) в подъездах жилых домов, на остановочных пунктах, поликлиниках, в местах с массовым пребыванием детей

7

Комплектование библиотек литературой по ПДД

8

Разработка настольных и компьютерных игр по ПДД

9

Создание мультипликационных фильмов по ПДД

10

Проведение викторин и конкурсов на лучшее знание ПДД

 

Развивающее направление.

   

1

Создание автогородка для проведения тренировочных занятий

2

Создание тренировочных автоплощадок при школах для отработки навыков ориентирования в дорожно-транспортной ситуации, дорожных знаках, сигналах светофора, разметке дороги, навыков безопасного поведения на дорогах

3

Организация экскурсий по населенному пункту с целью ознакомления с конкретной дорожно-транспортной ситуацией и отработки соответствующих навыков безопасного поведения

Воспитательное направление.

   

1

Привлечение детей к проведению профилактической работы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма среди сверстников

2

Проведение акций, смотров, фестивалей, выставок, массовых мероприятий во время школьных каникул

3

Организация посещения детьми театрализованных представлений по тематике дорожной безопасности

4

Проведение родительских собраний совместно с детьми

5

Проведение специальных смен в оздоровительных лагерях

Методическое направление.

   

1

Организация и проведение семинаров по вопросам профилактики ДДТТ с участием руководителей образовательных учреждений, представителей администрации и сотрудников ГИБДД

2

Создание методического центра по переподготовке преподавателей школ, работников детских дошкольных учреждений

3

Обобщение опыта работы школ по изучению правил безопасного поведения на улицах и дорогах, по разработке примерных планов общешкольных мероприятий по профилактике ДДТТ на предстоящий учебный год

4

Проведение педагогических советов школ и других образовательных учреждений по данной тематике, проведение занятий с классным руководителями

5

Проведение социологического исследования и доведение его результатов до руководящего и педагогического состава образовательных учреждений

Контрольное направление.

   

1

Разработка и внедрение стандартов по оценке эффективности профилактической работы

2

Проведение тестирования по оценке динамики формирования знаний и умений учащихся по теме ПДД